Телефон и электронная почта студии аксессуаров Виталия Полосухина Студия аксессуаров Виталия Полосухина Vitaly Pol На главную страницу сайта www.vitalypol.ru
Студия аксессуаров Виталия Полосухина Vitaly Pol
Телефон и электронная почта студии аксессуаров Виталия Полосухина
На главную страницу сайта www.vitalypol.ru
О студии аксессуаров Виталия Полосухина Телефоны и контакты студии Виталия Полосухина О нашей мастерской Каталог наших изделий Прайс-лист Страница путешественника и Рыболовная страница на www.vitalypol.ru

Студия Виталия Полосухина
Полезные статьи.

РАЗВИТИЕ ФОРМ НАРОДНЫХ ИЗДЕЛИИ ИЗ КОЖИ: ОБУВЬ

Археологические раскопки подтверждают, что кожаная обувь появилась на очень ранней стадии развития человече­ства. Первые ее формы были предельно примитивны: кусок кожи, обернутый вокруг ноги и закрепленный в нескольких местах. Потом появилась обувь из выкроенных деталей раз­личной формы. Из всех кожаных изделий обувь является самой утилитарной частью костюма и отличается наиболь­шим разнообразием конструкции.

Образцы народной обуви дошли до нас в малоизмененной форме и продолжают служить не только источниками вдохновения, но и примерами рациональных конструкций.

Анализ развития типов народной обуви приводит нас к мысли, что сам принцип, из которого исходили народные ма­стера, создававшие обувь, является прообразом современ­ного художественного конструирования.

Обувь — наиболее скульптурная по форме часть костю­ма. Обувь должна быть удобной, поэтому ее форме должно уделяться особое внимание. Объемно-пространственную форму, приближающуюся к форме стопы, обуви придают с помощью членений и швов.

Членения могут быть конструктивные и декоративные; к первым относятся те, что разделяют заготовку на детали; ко вторым — имеющие только декоративное значение. Ю. П. Зыбин показал, как происходило развитие конструк­ции обуви в Восточной Европе от простейшего целого эле­мента к сложной расчлененной конструкции (рис. 11).



Виды и модели обуви

Первоначально в обуви было минимальное число чле­нений. С развитием техники и совершенствования способов обработки материалов конструкция обуви стала более слож­ной, появился обильный декор. Кожаная обувь состояла из одной детали и имела корытообразную форму, получив­шую названия моршень и поршень. Этот вид обуви транс­формировался в различных странах по-разному.

Человек поставил ногу на кусок кожи и обернул ею сто­пу. Чтобы удержать этот примитивный вид обуви на стопе, по краям делались отверстия, через которые продерги­вался кожаный поясок, опоясывающий ногу. Однако обра­зующиеся складки натирали ногу, и пришлось срезать из­лишки материала — образовался крой верха обуви с «вы­тачками», а впоследствии появились отдельные детали. По­степенно конструкция разделилась на верх (заготовка) и низ (подошва).

Подошва — это своеобразная заплата, которую нашива­ли на изношенную нижнюю часть обуви. Введение швов в обувь происходило постепенно, осторожно; делали швы только там, где это было нужно с точки зрения функции, ра­циональности.

Наглядное представление об изменении конструкции за­готовок верха обуви с X по XX в. дает таблица (рис. 12), разработанная Г. А. Бастовым под руководством автора. Членения облегчали сгибание стопы и пальцев.



Виды и модели обуви

В процессе развития обуви выделились четыре ее кон­структивных типа: 1) сандалия; 2) поршень, лапоть, опа- нок, туфля; 3) ботинок и полуботинок; 4) сапог и полуса­пог.

Наиболее древними из них являются сандалии. Они получили особое развитие в Египте, Греции и Риме.

Виды и модели обуви

Осо­бенностью конструкции сандалий является возможность за счет комбинации переплетений лучше подогнать их к ноге, что создает устойчивость и удобство при передвижении (рис. 13, а). Основой сандалии является подошва, защища­ющая стопу от неровностей почвы, поэтому чаще встреча­ется многослойная подошва, что также способствовало уве­личению срока носки обуви. Вторым необходимым элемен­том сандалии являются ремешки. Сандалии могут быть с за­крытой носочной частью (рис. 13, б), с закрытой пяточной частью, укрепляющей голеностопный сустав (рис. 13,
в), крепящимися на подъеме стопы (рис. 13, г).

Для большинства сандалий восточного типа характерно крепление, проходящее между большим и средним паль­цами (рис. 13, (3). В зависимости от назначения сандалий меняются их конструкция, число ремней и декор. Если срав­нить по функциональным признакам африканскую санда­лию (см. рис. 13, д) с древнегреческой (см. рис. 13, а), то можно заметить, что в первом случае явно преобладает эстетическая функция, а во втором более выражена утили­тарная функция и сандалия имеет простую устойчивую форму.

Очень старой и широко распространенной обувью можно считать поршни (рис. 14), прототипы которых уходят в глубокую древность.



Виды и модели обуви

Украинские постолы представляют собой видоизме­ненный вариант поршней с широким использованием декора (рис. 15, а). В них ремни, которыми обувь удерживается на стопе, выполняют не только утилитарную, но и эстетиче­скую функцию.



Виды и модели обуви

Поршни и постолы встречаются не только у славян, но и у туркмен и других народов. В туркменских ч а к о и (рис. 15, б), выполненных из кожи таннидного дубления, четко определены две линии соединения деталей, которые максимально экономичны с точки зрения формования и повторения формы стопы. Богатый и пышный геометриче­ский орнамент нанесен черной краской. В носочную часть введен дополнительный элемент — маленькая вытачка, ко­торая помогает формованию и в которую вшит декоратив­ный язык. Детали заготовки соединены тачным швом, иг­рающим в данном случае декоративную роль.

Наибольшее разнообразие опанковой обуви встречается у югославов.

На рис. 15, в показаны югославские о п а н к и закрытой конструкции. Виртуозные югославские мастера находили множество вариантов декоративного плетения «решеток».

Народные кожаные туфли — обувь, более близкая по форме и методам изготовления к современной, а также са­мая универсальная и интернациональная. В них исчезает своеобразие национального декора, на передний план вы­ступает монументальная четкость частей формы.

Югославские и русские народные кожаные туфли близ­ки по форме (рис. 15, г, д).

В русской сёверной обуви мы видим значительно завы­шенную союзку (рис. 15, е). Интересным конструктивным элементом является подрез в верхней части заготовки, который дает возможность убрать излишки материала в шов. В туфлях Воронежской губернии (рис. 15, ж) интерес­на система соединения верха и низа: подошва асимметрич­ная, многослойная, с металлической подковкой, имеется задний шов, передняя часть союзки сплошь расшита тон­чайшей металлической нитью.

Наиболее сложными с точки зрения конструкции и изго­товления являются сапоги и полусапоги.

Сапоги встречаются у южных и северных народов, живущих в равнинных и горных местностях, как наиболее утилитарная, хорошо защищающая ногу обувь. У северных народов они являются основной обувью, в ассортименте обуви народов юга и средней полосы России они встреча­ются реже.

Форма и конструкция сапог, как и других видов обуви, изменялись постоянно. Голенище сапога, как правило, пред­ставляет собой двух- или одношовную систему, в которой расположение и число швов определяются степенью облега­ния, размерами шкур животных.

В одношовных сапогах шов чаще всего располагается сзади, в двухшовных швы идут по бокам.

В сапоге наиболее важной является часть, закрывающая голеностопный сустав, так как она подвергается наиболь­шим нагрузкам вследствие движения стопы.

Верх сапог в области голеностопного сустава может быть сформирован одним из 2 способов: одним, двумя или несколькими продольными членениями (рис. 16, а),



Виды и модели обуви

Все остальные разнообразные конструктивные решения, по существу, представляют собой комбинации перечислен­ных выше, например, продольных членений и отрезной союзки (рис. 16, е, ж).

Форма сапога в носочной части зависит от метода креп­ления в значительно большей степени, чем форма сапога в области, закрывающей голеностопный сустав. Достаточное облегание сапога в носочной части достигается с помощью различных продольных и поперечных подрезов, вставок, применения формованных подошв.

Наряду с этим носочная часть может быть образована За счет остроконечной вставки, которая является продолже- нием подошвы, переходящим в переднюю часть союзки, причем излишки материала убираются в вытачку, носоч­ная часть резко поднята вверх.

При использовании ластовицы прямой формы излишки материала в области подъема стопы в сапоге могут быть собраны в сборку с помощью тесьмы, закрепленной изнутри (см. рис. 16, ж).

При вставке в виде треугольника, которая не дает при­легания, комфортность сапога обеспечивается сборками.

Сапоги народов Сибири имеют иную конструкцию в области, закрывающей голеностопный сустав. Они мягкие, с длинной треугольной вставкой в носочной части в виде язычка (рис. 17, а, б).



Виды и модели обуви

Постепенно конфигурация ластовицы видоизменилась: она все больше прилегала к ноге в области голеностопного сустава и постепенно уменьшалась в размере. В конце концов она стала доходить только до высшей точки боль­шого пальца, что потребовало изменения конструкции но­сочной части сапога. Подошву стали сшивать с верхом с помощью швов, образующих объемную поверхность заго­товки. Образцом такой конструкции могут служить совре­менные чукотские сапоги (рис. 17, в).

В XVIII в. появились сапоги, в которых язычок союзки переходил на голенище, причем конфигурация язычка была очень разнообразна (рис. 17, г, д).

Для сапог приамурских народов характерна большая декоративность. Скрепляющими элементами в них служат завязки и воздушные петли, носочная часть заострена в виде треугольника, излишки материала аккуратно уложены в мелкие сборки и воспринимаются как декоративная необ­ходимость (рис. 17, е). Носочная часть может быть образо­вана также путем скрепления верха с подформованной по­дошвой (см. рис. 17, г).

Совсем по-иному выглядят сапоги народов Закавказья, Средней Азии, Афганистана. Таджикские сапоги (рис. 17, и) выполняются из жесткой кожи. Сплошная задняя часть голенища переходит на тонкий каблук с металлической набойкой, носочная часть загибается кверху (рис. 17, ж, з). Подошва, напоминающая лепесток цветка, декоративно оформлена латунными гвоздиками. Металлическими пла­стинами покрыта многослойная подошва сапог среднеази­атских пастухов (рис. 17, к). Условия природы требовали такой многослойной жесткой конструкции с металлически­ми пластинами, которые препятствовали скольжению ноги при лазании по горам. Голенище в таком сапоге двух- шовное. Русский сапог (см. рис. 17, д) —вытяжку — также крои­ли из целого куска кожи и сшивали минимальным числом швов. Это объяснялось, с одной стороны, сложностью их изготовления, а с другой — стремлением достичь наиболь­шего облегания ноги, без складок.

Сапоги народов Закавказья плотно облегают ногу и ли­бо сшиты целиком из мягкой кожи со швом спереди или сзади, либо представляют собой вязаный из шерсти сапог- чулок с пришитой подошвой из мягкой или жесткой кожи (рис. 17, л).

 

Козлова Т. В.
"Основы художественного проектирования изделий из кожи."
Учебное пособие для вузов.



Другие статьи: оглавление










Студия Виталия Полосухина
All right reserved Des by Vitaly Pol 2007 (C) Телефон студии +7 (903) 363-80-44 Дизайн сайта - Студия Виталия Полосухина
Rambler's Top100