Телефон и электронная почта студии аксессуаров Виталия Полосухина Студия аксессуаров Виталия Полосухина Vitaly Pol На главную страницу сайта www.vitalypol.ru
Студия аксессуаров Виталия Полосухина Vitaly Pol
Телефон и электронная почта студии аксессуаров Виталия Полосухина
На главную страницу сайта www.vitalypol.ru
О студии аксессуаров Виталия Полосухина Телефоны и контакты студии Виталия Полосухина О нашей мастерской Каталог наших изделий Прайс-лист Страница путешественника и Рыболовная страница на www.vitalypol.ru

Студия Виталия Полосухина
Полезные статьи.

РАЗВИТИЕ ФОРМ НАРОДНЫХ ИЗДЕЛИИ ИЗ КОЖИ И МЕХА: СУМКИ

Так как сумки служили для переноса тяжестей, то при изготовлении главное внимание обращали на их вмести­мость. Все сумки можно разделить на мягкие, жесткие и по­лужесткие комбинированные.



Виды и модели сумок
Виды и модели сумок

Мягкие сумки были наиболее распространены, так как удобны в эксплуатации и при изготовлении вследствие пла­стических свойств самой кожи.

Мягкие сумки изготавливали по-разному. Наиболее при­митивным способом сделаны сумки из шкур животных. Шкура ягненка представляет собой как бы сформированный объем; чтобы получить сумку, в ней достаточно было лишь завязать отверстия на месте ног, декоративно оформить их кистями из кожи и обшить входное отверстие. Индейцы Аме­рики могли в декор сумок включить даже голову черепахи (рис. 10, а). Самой простой по конструкции сшивной сум­кой осталась плоская сумка из двух стенок, объем которой создавался путем стягивания верхней части (рис. 10, б).

Переметные сумки представляли собой два симметрич­но соединенных плоских мешка из ткани (рис. 10, в). У се­верных народов были распространены вязаные сумки с об­шитыми кожей краями.

По способу изготовления мягкие сумки разделяются на цельноформованные, с формованными деталями, сшивные, вязаные.

Параллельно с мягкими сумками развивались жесткие сумки-коробочки. Объемные жесткие сумки русского пасту­ха, коновала были сделаны из кожи и оформлены декора­тивными металлическими накладками (рис. 10, г).

В полужестких сумках отдельные детали дублировали вспомогательными каркасными материалами. Так, стенки выкраивали из толстой кожи, а клинчики или ботан — из мягкой. В этом случае можно было менять объем сумки. Иногда жестким был только клапан как наиболее функци­ональная деталь сумки, а стенки и ботан оставались мягки­ ми (рис. 10, д). Сумки-коробочки создавали путем склеива­ния жестких деталей — стенок, дна, клинчика или ботана и клапана-крышки. Если одна из деталей сумки делается мягкой, сумка становится полужесткой.

Существовали два способа закрывания сумок: затягива­нием навздержку и закрыванием на клапан, цупфер.

Почти все мягкие сумки затягивали навздержку. При­мером может служить мордовский кошелек из бисера и ме­таллических монет (рис. 10, е). Закрывание на клапан, ча­ще всего под собственной тяжестью сумки, характерно для жестких сумок России, Украины (рис. 10, ж), Башкирии (рис. 10, з). Для более прочного закрывания клапан делал­ся массивным и обычно занимал всю переднюю стенку сум­ки; его часто орнаментировали. Короткий клапан закрывал­ся на крючок. В дальнейшем клапан претерпел большие из­менения. Укорачиваясь, он превращается, по существу, в крышку сумки-коробочки (рис. 10, и), которая напоминала кавказские деревянные сосуды для соли или русские туеса.

Для изготовления сумок используются такие различные материалы, как шкуры млекопитающих и рыб, кожи, мех, ткань, веревка и лыко. Применение того или иного матери­ала диктуется особенностями природных богатств местно­сти, назначением предмета быта, излюбленными декоратив­ными приемами и формами, характерными для района изго­товления.

Наряду с кожей для изготовления сумок на севере Рос­сии и в Прибалтике с успехом применяли кору березы — бересту. Она обладает пластичностью и прочностью кожи, поэтому прекрасно заменяла ее в обуви, сумках и других предметах быта. Из бересты плели лапти, туеса, сумы, кор­зины, делали короба. Иногда кошель получался из целого куска бересты. Изделия из нее не склеивались, как из ко­жи, а сшивались с помощью волос или стеблей вьющихся растений. Своим неброским внешним видом, мягкой суч­коватой поверхностью береста соответствует простому се­верному колориту, сдержанному темпераменту людей. Ино­гда поверхность бересты отделывали незатейливым точеч­ным или другим орнаментом.

Мягкие сумки из тканей у молдаван (рис. 10, к) и жи­телей Северной Америки (рис. 10, л), переметные кожаные

сумки (рис. 10, м) народов Средней Азии и Кавказа ис­пользовались для различных целей: как дорожные, для

 пе­реноски тяжестей и т. д. Изготовление узора сумок из ку­сочков ткани (рис. 10, н) —популярный декоративный

прием русских. Они украшали кожаные изделия тиснением с помощью деревянного штампика. Северные

народы изготов­ляли сумки из рыбьей кожи, из маленьких кусочков олень­их шкур, искусно декорируя их

аппликацией из сукна, ку­сочков кожи (рис. 10, о), нашивками из пуговиц и бисера. Северные жители вязали

 также сумки из веревок, отделы­вая их кожей. В тех районах, где охота и скотоводство ши­роко распространены

, снятые с животных шкуры использова­ли как сосуды для воды и вина и других целей (рис. 10, п). Скифы шили

 сумки из шкурок соболя. В Средней Азии Кожаные сумки украшали металлом (рис. 10, р) Индейцы расшивали

оленью кожу крашеными иглами дикобраза. Африканцы наносили на мягкие кожаные сумки аппликацию из

 цветных кусочков кожи.

 

Козлова Т. В.
"Основы художественного проектирования изделий из кожи."
Учебное пособие для вузов.



Другие статьи: оглавление

Это интересно:

  • Подборка фотографий сумок, ремней и аксессуаров из кожи из коллекций именитых дизайнеров










  • Студия Виталия Полосухина
    All right reserved Des by Vitaly Pol 2007 (C) Телефон студии +7 (903) 363-80-44 Дизайн сайта - Студия Виталия Полосухина
    Rambler's Top100