Телефон и электронная почта студии аксессуаров Виталия Полосухина Студия аксессуаров Виталия Полосухина Vitaly Pol На главную страницу сайта www.vitalypol.ru
Студия аксессуаров Виталия Полосухина Vitaly Pol
Телефон и электронная почта студии аксессуаров Виталия Полосухина
На главную страницу сайта www.vitalypol.ru
О студии аксессуаров Виталия Полосухина Телефоны и контакты студии Виталия Полосухина О нашей мастерской Каталог наших изделий Прайс-лист Интернет-магазин аксессуаров из натуральной кожи студии Виталия Полосухина Vitaly Pol. Ремни женские, ремни корсетные, ремни декоративные, ремни кожаные

Студия Виталия Полосухина
Полезные статьи.

РОЛЬ ИЗДЕЛИЙ ИЗ КОЖИ В КОСТЮМЕ

 

В функции костюма отражаются географические, кли­матические условия, национальные особенности, эстетиче­ские вкусы и социальный заказ общества. Форма и функции

как самого костюма, так и его частей взаимно обусловли­вают друг друга.

Исследуя функциональную структуру костюма, приходим к выводу, что его назначение, функция, адрес определяют форму, ткань, характер украшений, взаимосвязи его элементов. В случае преобладания утилитарной функции костюм выступает как вещь; в тех случаях, когда в костю­ме преобладает функция региональная, общественная, ри­туальная или даже эстетическая, костюм приобретает боль­шую символику.

Говоря о знаковости в костюме, следует прежде всего иметь в виду, что она выражает его функцию. Функция кос­тюма как таковая не имеет художественного содержания. Ценность вещи всегда определяется при использовании ее человеком. Практическое применение предметов стимулиру­ет и развитие их производства, и развитие их функций.

Немецкий философ и писатель-просветитель Иоганн Готфрид Гердер (1744—1803 гг.) писал в своем труде по эсте­тике «Каллигона», что созданное человеком для собствен­ных целей, необходимое ему следует рассматривать не как внешне полезное, а как вещественное выражение сущности человека, выросшее из человеческой потребности. Для И. Г. Гердера такие предметы, как жилище или одежда, были человеческими уже потому, что они появились для удовлетворения человеческих потребностей; образы ве­щей— это не навязанная им извне форма, а внешне выра­женная человечность, выраженное внешне бытие. Он пи­сал, что все живое в природе стремится к благополучию, т. е. к тому, чтобы гармонически приспособить природу к себе и себя к природе; но один лишь человек может это де­лать разумно и обдуманно. Чем реальнее цели, ради кото­рых он стремится к гармонии между собой и природой, тем достойнее его искусство.

Основным содержанием функции является созданное человеком равновесие между требованием к данной вещи и ответом на это требование. Костюм выражает наши цели, движения, стремления. Поэтому функция изделия сама не­сет и утверждает художественную ценность его образа. Для любого произведения искусства и костюма важна функцио­нальная логика. Рациональность и целесообразность костю­ма менялись вместе со сменой общественно-производствен­ных отношений, эстетических концепций, функций.

Изменение костюма является лишь частью изменения всей структуры бытия и требует не сохранения прежних, а появления новых функций костюма. Искусственно сохра­нять одну из частей структуры, изменившейся в целом, нель­зя. Поэтому все попытки сохранить в той или иной форме старый костюм, когда в общей структуре бытия для этого нет условий, будут безуспешны. И так же как не удалось сохранить старые народные костюмы при изменившихся вкусах населения и появлении дешевой городской одежды, не удастся сохранить и традиционную культуру, когда об­щая структура бытия требует иных форм. Таким образом, под функцией изделия будем понимать максимальное со­ответствие задаче и выполнение наибольшей нагрузки в це­лой системе (эстетической, психологической, физической) данным элементом.

Различают следующие функции изделий: практическая (утилитарная), эстетическая, эротическая, магическая, воз­растная, социально-половая (т. е. функция различия замуж­ней и незамужней женщины), моральная, обрядовая, про­фессиональная, сословная, региональная, религиозная и т. д. *

Изучение дошедших до нас образцов древней обуви при­водит к мысли о том, что чем сложнее и иерархичнее была общественная структура государства, тем больше функций несла обувь, а следовательно, тем больше было разновид­ностей обуви, тем настойчивее сохранялись запреты и реко­мендации на ношение тех или иных ее видов.

Поскольку костюм, в том числе обувь, несет одновремен­но несколько функций, то уместно говорить о структуре функций, т. е. об определенной их взаимосвязи, причем одна или несколько из них доминируют. Так, в восточном костю­ме доминантной функцией чаще всего является религиозная, в придворном европейском костюме—-социальная и эстети­ческая, в рабочей одежде-—утилитарная или защитная.

В детской одежде и обуви присутствуют в основном ути­литарная, возрастная и эстетическая функции.

Доминантная функция часто подавляет остальные. Она может являться причиной некоторого неудобства при носке одежды и обуви, а иногда вызывать недуги. Примером мо­гут служить ношение корсета, а также традиционные для некоторых народов деформирование черепа, ступней, татуи­ровка тела.

Нередко эстетическая функция стоит на втором месте и доминантной выступает одна из неэстетических функций. Функции изделий могут изменяться и перемещаться даже тогда, когда форма их остается неизменной.

Содержание и интенсивность эстетической функции праздничного костюма будут иными, чем у будничной одежды или обуви.

Функциональная структура костюма является органиче­ским целым и представляет собой особую систему, характер­ной чертой которой является то, что исчезновение или из­менение интенсивности одной из функций или включение новой функции вызывает изменения структуры в целом. Эти изменения могут быть различными: или ослабление одной из функций приводит к ослаблению всех прочих функций, входящих в структуру, или с ослаблением одной из функ­ций возрастает интенсивность какой-либо другой функции, но в том и другом случае претерпевает изменения вся структура в целом. Примером может служить обувь пере­ходного периода от стиля барокко к стилю рококо. По су­ществу, форма обуви этих стилей очень сходна, но общест­венная функция несколько трансформировалась, что по­влекло за собой при сохранении той же структуры измене­ние характера линий и декора. Если обувь стиля барокко при одной и той же функциональной структуре отличается более устойчивыми геометрическими элементами, тяжелой фактурой, массивными украшениями, то в обуви стиля ро­коко формы изощренно изогнулись, заострились, облегчи­лись до того, что осталась только изысканная форма, а практическая функция исчезла, т. е. эстетическая функция выдвинута на первый план, что соответствовало образу жизни аристократов этого периода. Другим примером мо­жет служить деревянная обувь японских самураев (рис. 1, а), которая неподвижна, жестка, но красива.

Средневековая обувь

 Для того чтобы дать определение функции такой обуви, необхо­димо представить себе средневекового самурая, его суровый образ жизни, его сверкающий черный костюм. Тогда ста­новится ясно, что форма обуви обладает ярко выраженной социально-психологической функцией.

Еще один пример — обувь японской гейши, выполненная из позолоченного шевро на платформе (рис. 1,6) и не име­ющая иной функции, кроме эстетической, т. е. стремления выразить легкость и изысканность. На рис. 1, в показана обувь китайской женщины, ногу которой с детства «заковы­вали» в нее, чтобы нога не росла.

Ярко выражена утилитарная функция в японской рабо­чей обуви (рис. 1,г).

Преобладание тех или иных функций связано в первую очередь с их назначением. Кроме того, существуют различ­ные аспекты функции изделий. Например, защитная функ­ция изделия имеет несколько аспектов — климатический, производственный, магический, или знаковый, интерпсихо­логический, или этнический:

а) защита от холода, играющая огромную роль в моди­фикациях одежды и обуви в течение всей истории. Приме­ром может служить меховая одежда и обувь жителей арк­тических областей.

Защита от жары свойственна одежде в жарких клима­тических поясах. Примером могут служить ватные узбек­ские халаты, широкополые вьетнамские шляпы и т. д. Это климатический аспект;

б) защита от опасности, например современный военный костюм, костюм космонавтов, костюм шахтеров, каски, ки­расы, ботинки футболистов и т. д. Это производственный аспект;

в) защита от воздействия сил природы, так называемых магических сил, которые человек не мог понять и объяснить. Так, первое появление обуви было вызвано магическими причинами: она предохраняла человека от прямого контак­та с землей и действия испарений. Защитой от «черных» взглядов служили вуаль, чадра. Ту же функцию выполняли медальоны, образа, драгоценные металлы и камни, носимые на теле. Это магический, или знаковый, аспект;

г) защита от влияния чужой психологии и морали (на­пример, в недружественной атмосфере мы остаемся в за­стегнутой одежде, с затянутым поясом, в плотно облегаю­щих ногу ботинках. Это интерпсихологический аспект;

Д) защита от общественного порицания, выражаемая в укрытии отдельных частей тела. Это — интерпсихологиче­ский, или этнический, аспект. Стыдливость может касаться различных частей тела. На Востоке накладывается табу на одни части тела, на Западе — на другие. Мотив «я» также может порождать акценты в костюме по собственному

усмотрению.

Категорический запрет может вызвать стремление вы­делиться. Обнаженное или слишком украшенное тело рав ным образом привлекает к себе внимание. Например, в сред­невековом европейском женском костюме открывали грудь и закрывали ноги, в индонезийском — закрывали грудь, от­крывали живот.

Стыдливость (социальная и сексуальная) порождает стремление не выделяться среди других.

В принципе все части тела могут быть выделены (обоз­начены) каким-то символом или знаком, чаще всего в виде украшения.

Украшения могут быть дополнением к одежде (бижуте­рия, отделки, пояса), могут быть навесными (шпага, кин­жал), могут носиться в руках (сумочка, трость). Предме­ты, которые в прошлом были сугубо утилитарными, впослед­ствии стали украшением.

Знак в костюме указывает также на ранг или функцию индивидуума. Престижная одежда (на Западе) носится представителями церкви, армии, академий, институтов, бан­ков; она же указывает на имущественное положение.

Вместе с этим изделия, обладающие несколькими функ­циями, являются одновременно и вещью, и знаком. Знак — это элемент визуального языка; для того чтобы распознать, например, социальную функцию костюма, необходимо на­учиться читать знаки так, как мы учимся читать на других языках.

В. И. Ленин считал, что исследование роли знаков, символов в процессе познания — нужная и важная задача. Он подчеркивал, что против символов вообще ничего иметь нельзя. Так же как язык есть система знаков, так и костюм, обладая своим языком, имеет свои символы и знаки. В про­цессе эволюции значение отдельных символов утрачивает­ся, но соотношение понятий сохраняется и сегодня: знак — сигнал — образ, т. е. двойная функция костюма — поня­тийная и знаковая.

Возможна передача образа через более детальную про­работку изобразительных мотивов, т. е. выявление степе­ни схожести с исходным мотивом, например форма носка обуви начала XX в. напоминала клюв птицы, по форме юб­ка конца XIX в. была похожа на тюльпан. Иногда на обуви или сумках прошлого можно встретить целые картины. Так, на скифской обуви мы видим изображения драконов, жи­вотных, на подошве египетских сандалий — картины битв.

Образ также может быть представлен в виде символа или знака. В связи с этим различают сигналы-коды и сигналы-изображения . Не всякий код есть изображение. Сигнал- изображение является част­ным случаем сигналов.

В современной обуви чаще можно встретить сигналы- коды, в исторической и народной — сигналы-изображения. Форма предмета также является определенным кодом, в ней можно почувствовать аналогию с каким-либо исходным об­разом растения, животного или другого предмета. Так, в стилизованном орнаменте, в декоре голенища сапога или союзки проступают образы человеческих фигурок или птиц, стилизованные формы растений, рыб (рис. 2).

Туфли в виде рыбы

Это прямые аналоги, или сигналы-изображения. В системе костюма мо­гут быть заложены более сложные ассоциации, закодирован­ные в геометрические формы. Для каждого исторического стиля характерен образ какого-либо цветка или предмета, трансформированный в формах предметного мира.

 



Козлова Т. В.
"Основы художественного проектирования изделий из кожи."
Учебное пособие для вузов.



Другие статьи: оглавление










Студия Виталия Полосухина
All right reserved Des by Vitaly Pol 2007 (C) Телефон студии +7 (903) 363-80-44 Дизайн сайта - Студия Виталия Полосухина
Rambler's Top100

Поддержка проекта: InterFisher – Сайт о рыбалке и путешествиях по всему свету. Рыболовные рассказы, фотографии, снасти и снаряжение.